11 дек. 2012 г.

ПРИРОДА У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

ПРИРОДА У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ
УЭЙН ЭЛЛВУД

Чарльз Дарвин был непревзойденным ученым - скрупулезным и дотошным. В течение двадцати лет он тщательно анализировал данные собственных исследований, шлифовал текст и лишь в ноябре 1859 году опубликовал свой революционный труд «Происхождение видов путем естественного отбора...», изменивший взгляд людей на себя и на окружающий их мир живой природы.

Сегодня большинство из нас знакомы с теорией естественного отбора, ставшей основой основ современной эволюционной биологии, но 150 лет назад Дарвину пришлось идти против ветра. Англиканская Церковь поставила жесткий заслон теории Дарвина, признав ее несовместимой с библейской доктриной о сотворении мира и человека.

Общество посмеивалось над ним. Шли жаркие публичные споры.Но Дарвин был непоколебим. Сегодня его ключевая идея о том, что все животные и растения развиваются и адаптируются в результате естественного отбора формируют основу современных наук. Он открыл дверь в новый мир - дверь, которую религиозные фундаменталисты и сторонники " интеллектуального дизайна" по-прежнему пытаются закрыть.

Тревожные отголоски длительной борьбы, которую вел Дарвин, слышны и сегодня. Мы также оказались в подобной ловушке ложных иллюзий, которые загоняют в угол критическое мышление перед тем как окончательно его сломить. Кроме того, миф, нас обволакивающий, гораздо более опасен и имеет еще более глубокие корни.
Наш самый великий миф - экономический рост; вера в то, что экономика может расти вечно, что нет никаких ограничений на богатство, которое мы можем создать из природных ресурсов Земли. Рост, измеряемый увеличением валового внутреннего продукта (ВВП), - вот, что движет умами правительств разных стран мира. Статистика роста прочно вошла в нашу жизнь. Рост равен процветанию и рабочим местам. Рост равен прогрессу.

ВВП становится инструментом для измерения роста экономики с конца 1940-х годов, с тех пор как стала применяться стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией Организации Объединенных Наций (ООН). На протяжении большей части истории человечества экономический рост был не более чем призрачной категорией. С идеей устойчивого роста знакомы лишь последние восемь поколений людей (из примерно 125 тысяч поколений в общей сложности) .
Основоположник "экологической экономики" Герман Дейли пишет: " Исторически, устойчивое состояние считалось нормальным состоянием; рост - это отклонение от нормы.
Под устойчивым состоянием Дейли подразумевает экономику с постоянным населением при максимально низком использовании природных ресурсов, начиная от первой стадии производства заканчивая последней стадией потребления.
Текущий мировой экономический кризис подчеркивает нашу зависимость от экономического роста. Что происходит, когда экономика спотыкается? Финансовые рынки рушатся,недвижимость резко падает в цене, копмании банкротятся одна за другой , стремительно растет безработица, множатся социальные патологии.Таким образом, происходит возрождение Кейнсианской экономической теории. Наполняйте насос миллиардами из государственных фондов. Молитесь на налоговые послабления и финансовые стимулы, которые приведут к увеличению инвестиций, производства и числа рабочих мест.

Но мир уже производит слишком много вещей, значительная часть которых не нужна, а то и вовсе является бесполезной. Мы продолжаем захламлять мир потребительскими товарами, потому что это стимулирует развитие. Пока экономика продолжает свой рост, все хорошо. Рост позволяет сохранять рабочие места, делает инвестиции прибыльными, продолжая безостановочный цикл производства и потребления. Повышение производительности и бесконечные поиски прибыли становятся главным процессом бытия. Бесконечное накопление и расширение являются основой капитализма.
Возьмем такой пример: мировая экономика выросла более чем в семь раз за период с 1950 до 2000 г. По прогнозам, такой же рост ожидается и к 2050 году.
При нынешних темпах развития (до последнего спада экономики) рост экономики удваивался каждые 15 лет. Захватывающая цифра, особенно если представить себе, что к 1950 году за всю историю человеческой цивилизации мировой экономикой было накоплено 6 трлн долларов.

Как отмечают американские экономисты Фред Магдофф и Джон Баллами Фостер: "Капитализм без роста - оксюморон. Когда рост останавливается, система входит в состояние кризиса".Вывод: природная среда, от которой зависит жизнь человека, рассматривается теперь не как место, где уживаются люди и другие существа, а королевством, которое необходимо разрабатывать в процессе расширения экономики.
Неприятная правда заключается в том, что природные ресурсы ограничены. Мы не приближаемся к экологическим границам роста, мы уже вышли за их пределы. И в процессе роста мы засоряем планету своими отходами и угрожаем экосистемам, от которых зависит человечество и другие живые существа. Статистика экологических нарушений может составить целую библиотеку. Со стремительной скоростью мы потребляем возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.
В 2005 г в "Оценке экосистем на пороге тысячелетия" - совместной работе более чем 10000 ученых, проведенной под эгидой ООН - содержатся данные о том, что 60% возможностей экосистемы - таких как регулирование климата, водный цикл,опыление, рыбный промысел - утратили свою жизнеспособность или использовались ненадлежащим образом.

Деятельность человека оказывает такую тяжелую нагрузку на природные функции Земли, говорится в докладе, что способность экосистем планеты к поддержанию человеческой деятельности не может более считаться нечто самим собой разумеющимся.
Экологическое течение "Экологический след" (Ecological Footprint) подтверждает данное заключение. Традиционная экономическая наука стремится рассматривать окружающую среду как составную часть экономики. Авторы концепции Ecological Footprint оценивают меру воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размер территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов.

Так, для поддержания жизни одного человека необходимо 1,8 Гектаров земли. В богатом мире эти показатели превышают среднестатистические: канадцы используют 8 гектаров, американцы - 10, что более чем в 5 раз выше среднего. В 1961 г. люди использовали половину от биологических возможностей Земли, а к 2006 г. мы стали использовать на 44 % больше возможностей планеты. Один из основателей Ecological Footprint Матис Вакернагель говорит, что если уровень потребления и роста населения человечества сохранится на существующем уровне, то к концу 2040 г. нам потребуется эквивалент двух планет Земля для удовлетворения потребностей людей. Экологи называют этот феномен перепроизводством. Это временное состояние, которое становится все более недопустимым, поскольку запасы возобновляемых и невозобновляемых источников иссякают. Как пишет Вакернагель, для поддержания потребления мы ликвидируем запасы ресурсов, позволяя двуокиси углерода накапливаться в атмосфере.
Основной виновник - нефть. Сжигание ископаемых видов топлива, в особенности нефти, продвигают глобальную экономику вперед. Нефть - необычный шедевр концентрированной энергии: три столовые ложки нефти сопоставимы по объемам энергии с восемью часами ручного труда человека. Как метко заметил Колин Кэмпбелл, автор книги "Надвигающийся нефтяной Кризис" (The Coming Oil Crisis), это как если бы каждый из нас имел команду рабов, работающих за бесценок.

Наполеон Бонапарт говорил, что армия марширует на животе. Современная мировая экономика марширует на нефти, но это сделка с дьяволом. Расходы сегодня превышают бонусы. Возьмем к примеру, климатическую систему, над которой по вине человека нависла угроза парниковых газов, прежде всего оксида углерода - основного побочного продукта сгорания ископаемых видов топлива. Чем больше нефти и угля мы сжигаем, тем больше оксида углерода выбрасывается в атмосферу, тем сильнее мы нарушаем баланс.
По мнению ведущих специалистов-климатологов, чтобы предотвратить опасные климатические изменения, концентрация углекислоты не должна превышать 350 частей на миллион (чнм).Текущая концентрация СO2 - 390 чнм, а к концу двадцать первого века, по прогнозам, концентрация составит 650 чнм, а это уже означает увеличение мировых температур на 4 градуса по Цельсию. В этом ракурсе становится очевидным, что у нас большие проблемы. Значительная часть Африки, Китая, Индии и Латинской Америки станут пустыней или полупустыней. Вы слышали термин "экологические беженцы"? Не забывайте о нем, теперь вы будете слышать его гораздо чаще.
Даже сам по себе рост не является эффективным. Мы избегаем разговоров о несбалансированном распределении богатства и прибыли на планете, наивно полагая, что сможем разрешить эту проблему. Так, богатые 20% населения потребляют львиную долю ресурсов, в то время как беднейшая часть, к которой относятся 80% вынуждены довольствоваться оставшимися крупицами. Рост становится оправданием дальнейшего неравенства. При этом, бесчисленные исследования свидетельствуют, что высокий уровень потребления не ведет к благополучию и счастью. В 1950 г. показатель ВВП на душу населения в США вырос в три раза, а с 1970-х годов процент людей, считающих себя счастливыми, наоборот сокращается. Ричард Уилкинсон и Кейт Пикетт в своей книге "Уровень духа" (The Spirit Level) пишут о том, что достаток не делает граждан счастливее. Авторы приводят данные, согласно которым более благополучные люди живут в странах менее богатых, с менее выраженым социальным неравенством.
Мы ставим рост экономики выше равенства и платим за это высокую цену: нездоровые и несчастливые люди, подверженные синдрому безудержного потребления и накопления, уничтожают ресурсы планеты.

Активные сторонники свободных рынков верят в то, что технология и человеческая изобретательность позволят решить проблемы. Усовершенствованные технологии дадут возможность становиться богаче, расходуя минимум энергии, материалов. Это свист в темноте. В период с 1977 г по 2000 г богатые страны добились впечатляющих цифр в области повышения энергоэффективности. Однако все эти усилия оказались тщетными на фоне увеличения потребления. Фонд экономических исследований (New Economics Foundaition) пришел к выводу, что для стабилизации выбросов углекислого газа на уровне 350 чнм к 2050 г. углеродоемкость (выбросы CO2 на единицу производства) мировой экономики должна быть сокращена на 95%. Наращивание ВВП без повышения технологической эффективности приводит к большему ущербу окружающей среде. Однако повышение эффективности активизирует рост, что приводит к одинаковому результату.
Мы находимся в плену гораздо более заманчивого мифа, чем тот, которому противопоставил свою теорию Чарльз Дарвин 150 лет тому назад. Мы живем мечтой о вечном экономическом росте. На Северном полушарии мы уже вышли за пределы экологических возможностей несколько десятилетий тому назад, потребляя слишком много и производя больше отходов, чем окружающая среда может выдержать, в то время как неравенство продолжает расти.

Население планеты в ближайшие 40 лет может вырасти по прогнозам на 3 миллиарда - это больше, чем все население земли в 1950 г.
Наибольший прирост населения ожидается в Южном полушарии, где процветает бедность, а условия жизни ужасают. Как будут выживать следующие три миллиарда? Справедливость требует того, чтобы мы в больших странах притормозили наш рост и освободили пространство для тех, кому это нужно. Судьба Земли может зависеть от этого.
Готовы ли мы к этому?
Экономика - это создание человека. Это не божий промысел. Мы ее создали, мы можем это изменить.

Первоначально текст опубликован "New Internationalist"

Комментариев нет:

Отправить комментарий