1 февр. 2013 г.

К дискуссии об экосоциализме



Экосоциалистический проект предполага¬ет демократическое планирование экономики, учитывающее сохранение окружающей среды и предотвращение катастрофического изменения климата. Благодаря такому планированию мы получим возможность совершить революцию в энергосистеме, ведущую к замене существу¬ющих сегодня ресурсов (в первую очередь ис¬копаемых), которые вызывают изменение кли¬мата и загрязнение атмосферы, обновляемыми источниками энергии: водой, ветром и солнцем.
Необходимое условие демократического и экологического планирования – общественный контроль над средствами производства: воз¬можность принятия решений по поводу важных для общества технологических инвестиций и из¬менений должна быть изъята у банков и капи¬талистических компаний – если мы хотим, чтоб эти решения шли на пользу обществу и охране окружающей среды.

Общество должно быть свободно в демокра¬тическом выборе типов производства, которым отдаётся приоритет, – согласно социальному и экологическому критериям, а также в определе¬нии объёма ресурсов для инвестирования в аль¬тернативные виды энергии, образование, здра¬воохранение и культуру. Цены на товары уже не будут определяться законами спроса и предло¬жения, а будут, насколько это возможно, фик-сированы согласно социальным, политическим и экологическим критериям. Одной из задач тако¬го планирования будет гарантия полной занято¬сти, благодаря сокращению рабочего времени. Этого требует не только социальная справедли¬вость, но и потребность в поддержке рабочего класса, без которой процесс структурной эколо¬гической трансформации производительных сил невозможен.
Демократическое планирование не подраз¬умевает никакого «деспотизма», а подразуме-вает реализацию свободы решения всем обще¬ством. Эта процедура необходима обществу для освобождения от отчуждающих «экономических законов» и «железных клеток» капитализма и бюрократических структур. Демократическое планирование, связанное с сокращением сво¬бодного времени, будет значительным про¬грессом человечества в сторону того, что Маркс называл «царством свободы»: увеличение сво¬бодного времени есть условие для участия paбочих в демократической дискуссии и управ¬лении экономикой и обществом. Тип системы демократического планирования, к которому стремятся экосоциалисты, связан с принципи¬альными экономическими решениями – в пер¬вую очередь, касающимися опасностей глобаль¬ного потепления – а не с управлением местными ресторанами, продуктовыми магазинами, пекар¬нями, лавками, ремесленными предприятиями или сферой услуг. Здесь важно подчеркнуть, что планирование не противоречит самоуправ¬лению рабочих на своих производствах. В то время, как решение о трансформации, напри¬мер, автомобильного завода в предприятие по производству моторов для ветряных ферм будет приниматься всем обществом, организация и внутреннее функционирование фабрики будет демократически осуществляться самими рабо¬чими.

Мы вели долгие дискуссии по поводу «цен¬трализованного» или «децентрализованного» характера планирования. Так или иначе, самым важным остаётся демократический контроль над планом на всех уровнях: местном, региональ¬ном, национальном, континентальном и, будем надеяться, планетарном, поскольку экологиче-ские проблемы, такие как глобальное потепле¬ние, касаются всего мира и решать их можно только на глобальном уровне. Такой проект можно назвать «глобальным демократическим планированием». Он не имеет никакого отно¬шения к тому, что обычно называют «центра¬лизованным планированием», поскольку эконо¬мические и общественные решения не должны спускаться из некоего «центра», а должны де-мократически приниматься заинтересованными людьми.
Экосоциалистическое планирование должно быть основано на демократической и плюрали¬стической дискуссии, на каждом уровне приня¬тия решений. Будут избираться делегаты плани¬рующих организаций, организованные в форме партий, платформ или любых других политиче¬ских движений, разнообразные предложения будут предлагаться тем, кого они интересуют. Иными словами, представительная демократия должна быть расширена – и усовершенствована – прямой демократией, дающей людям возмож¬ность напрямую выбирать – на местном, нацио¬нальном и, в конечном счете, интернациональ-ном уровне – из разнообразных предложений. Тогда все население сможет обсуждать такие вопросы, как бесплатный общественный транс¬порт, специальный налог на автовладельцев для субсидирования общественного транспорта, субсидирование солнечной энергии, сокращение рабочего времени до 30, 25 или ещё меньшего количества часов в неделю, даже если это по¬влечет сокращение производства. Демократиче¬ский характер планирования вполне совместим с участием экспертов, чья роль не в том, чтобы решать, а в том, чтобы представлять аргументы – зачастую разные, даже противоположные – во время демократического процесса принятия решений. Возникает вопрос – кто гарантирует, что люди будут делать правильный выбор, тот, который защитит окружающую среду, даже если ценой этого станет изменение тех или иных по¬требительских привычек? Такой «гарантии» не существует, есть только здравая ставка на то, что рациональность демократических решений однажды восторжествует, а фетишизм товар¬ного потребления уйдет в прошлое. Ясно, что люди будут ошибаться, делая неправильный выбор, а эксперты разве не ошибаются? Не¬возможно представить себе создание нового общества если большинство людей не достигнет высокого уровня социалистической и экологиче¬ской сознательности в результате борьбы, само¬образования и социального опыта.
Некоторые экологи считают, что единствен¬ная альтернатива продуктивизму состоит в том, чтобы остановить рост как таковой, либо заме¬нить его негативным ростом – который во Фран¬ции называется «спадом». Для этого необходи¬мо радикальным образом сократить избыточный уровень потребления и отказаться, среди проче¬го, от частных домов, центрального отопления и стиральных машин, чтобы вполовину снизить потребление энергии. Достоинство сторонников «спада» в том, что они выводят на первый план радикальную критику продуктивизма и консью¬меризма. Но понятие «спад» связано с чисто ко¬личественным понятием «роста» и с развитием производительных сил. Лучше подумать о ка¬чественной трансформации развития. Это под¬разумевает две разных, но взаимодополняющих подхода:

1. Не только сокращение, но и блокирование целых секторов экономики, с тем, чтобы поло¬жить конец чудовищной трате ресурсов, вызы¬ваемой капитализмом – системой, основанной на широкомасштабном производстве бессмыс¬ленных и/или вредных продуктов. Военная про¬мышленность – характерный пример продукции капиталистического производства (с её запро¬граммированным устареванием), не имеющей иной пользы, кроме прибыли для крупных кор¬пораций. Вопрос не в абстрактном «избыточном потреблении», а в типе потребления, который преобладает сегодня и имеет следующие ос¬новные свойства: показное потребление, ко¬лоссальные отходы, маниакальное накопление товаров и навязчивое потребление псевдоно¬ваций, навязываемых «модой». Новое общество будет ориентировать производство на удовлет-ворение подлинных нужд, в первую очередь, тех, которые мы можем назвать «библейскими» – вода, пища, одежда и жильё – но включая ключевые услуги: медицину, образование, куль¬туру и транспорт. Таким образом, мы можем го¬ворить о «селективном спаде».

2. Кроме того, будет необходимо обеспечить «селективный рост» определенных отраслей производства или услуг, отвергаемых капита¬лизмом: солнечной энергетики, органического сельского хозяйства (семейного или коопера¬тивного), общественного транспорта и т.п.
Ясно, что страны, в которых основные нужды далеко не удовлетворены, то есть страны юж¬ного полушария, будут вынуждены заниматься «развитием» гораздо больше, чем промыш¬ленно развитые страны – из-за необходимости строить железные дороги, больницы, канализа¬ции и другую инфраструктуру. Но это развитие должно быть совместимо с системой производ¬ства, основанной на обновляемых энергиях и потому не вредной для окружающей среды.

Эти страны будут нуждаться в производстве больших объемов продовольствия для своего населения, которое уже страдает от голода. Но, как показывает многолетний опыт крестьянских движений, организованных на международном уровне сетью Виа Кампесина, эту задачу го¬раздо легче решать с помощью крестьянского органического земледелия на базе семейных предприятий, кооперативов или коллективных хозяйств, чем с помощью разрушительных и антисоциальных методов сельского хозяйства, принцип которого – интенсивное использование пестицидов, химических веществ и генетиче¬ски модифицированных организмов. На смену скомпрометировавшей себя системе долга и им¬периалистической эксплуатации ресурсов Юга промышленно развитыми капиталистическими странами придёт возможность подъёма техниче¬ской и экономической помощи Югу со стороны Севера.

Вопреки мнению некоторых пуритански и аскетически настроенных экологов, вовсе не бу¬дет потребности в снижении – в абсолютных единицах – жизненных стандартов в Европе и Северной Америке. Населению этих стран будет просто необходимо избавиться от бесполезных продуктов, тех, которые не удовлетворяют ни¬каких реальных нужд, и избыточное потребле¬ние которых поддерживается капиталистиче¬ской системой. Сокращая потребление таких продуктов, люди переосмыслят понятие стан¬дарта жизни в пользу образа жизни, который будет по сути своей гораздо богаче.
Как отличить подлинные потребности нужды от искусственных, ложных, мнимых? Рекламная индустрия – влияющая на формирование по¬требностей человека посредством манипуляций с сознанием – внедрилась в каждую сферу жиз¬ни современных капиталистических обществ. Всё организовано сообразно с её потребностя¬ми, не только то, что касается еды и одежды, но и такие разнообразные сферы, как спорт, куль¬тура, религия и политика. Реклама захватила наши улицы, наши почтовые ящики, наши теле-экраны, наши газеты и наши ландшафты самым коварным, неостановимым и агрессивным обра¬зом.Эта отрасль прямо и непосредственно вы¬рабатывает привычки к показному и навязчи¬вому потреблению. Более того, она порождает феноменальный расход нефти, электричества, рабочего времени, бумаги, химических веществ и прочего сырья – платят же за все потребите¬ли. Эта отрасль «производства» не просто бес¬полезна с гуманистической точки зрения, она также противоречит потребностям общества как таковым.

Для рекламы, занимающей существенное место в капиталистической рыночной экономи¬ке, не будет места в обществе перехода к со¬циализму. Её заменит информация о продуктах и услугах, предоставляемая потребительскими ассоциациями. Критерий отличия подлинной потребности от искусственной будет состоять в том, какие потребности сохранятся после избав¬ления от рекламы. Ясно, что некоторое время старые потребительские шаблоны будут сохра¬няться, поскольку никто не имеет право дикто¬вать людям их потребности. Изменение моделей потребления это исторический процесс и вопрос образования.С некоторыми продуктами, такими как личные автомобили, связаны более сложные проблемы. Личные автомобили – это общественный недуг. Каждый год из-за них гибнут или становятся инвалидами сотни тысяч людей. Автомобили загрязняют воздух в мегаполисах – что крайне вредит здоровью детей и пожилых людей. Ав-томобили также чрезвычайно способствуют из¬менению климата.

Между тем, в существующих капиталистиче¬ских условиях автомобиль удовлетворяет в том числе и реальные нужды. В процессе перехода к экосоциализму общественный транспорт бу¬дет легкодоступен и бесплатен – как наземный, так и подземный; также будут отдельные до¬рожки для пешеходов и велосипедистов. Соот¬ветственно, личный автомобиль станет играть гораздо менее важную роль, чем в буржуазном обществе, в котором он превратился в фетиш, пропагандируемый настойчивой и агрессивной рекламой.
На переходе к новому обществу будет гораздо легче жестким образом сократить автоперевоз¬ку товаров, влекущую трагические аварии и за¬предельный уровень загрязнения, и заменить её перевозкой грузов – или грузовых машин – по железной дороге. Развитие же автодорожного транспорта вызвано ни чем иным, как абсурдной логикой капиталистической «конкурентности».

На эти предложения пессимисты ответят: да, но людьми движут бесконечные устремления и желания, которые необходимо контролировать, анализировать, пресекать и даже подавлять, если необходимо. Демократия в этом случае требует определенных ограничений. Однако экосоциализм основывается на вполне здравом предположении, которое разделял ещё Маркс: в обществе без социальных классов и капита¬листического отчуждения «быть» возьмет верх над «иметь», свободный досуг окажется важ¬нее желания обладать бесчисленными вещами: приоритетом станет личная реализация в куль¬турном, спортивном, игровом, научном, эроти¬ческом, художественном и политическом время-провождении. Товарный фетишизм порождает приобретательскую горячку с помощью идео¬логии и рекламы, свойственной капиталисти¬ческой системе. Ничто не доказывает, что это часть «вечной человеческой природы».

Всё это не гарантирует – особенно если речь идёт о переходном периоде – отсутствия кон¬фликтов: между необходимостью защиты окру¬жающей среды и нуждами общества, между эко¬логическими требованиями и необходимостью создания базовой инфраструктуры, между мас¬совыми потребительскими привычками и дефи¬цитом ресурсов. Отсутствие социальных классов в обществе не означает отсутствия противо-речий и конфликтов. Они неизбежны, и роль демократического планирования в экосоциали¬стическом проекте, свободном от давления ка¬питала и чистогана, состоит в том, чтобы разре¬шать эти противоречия с помощью открытых и плюралистических дискуссий, обеспечивающих обществу возможность принятия решений. Та¬кая демократия всеобщего участия – не гаран¬тия от ошибок, а возможность исправлять их, предоставленная самому обществу.

Михаэль Леви

Комментариев нет:

Отправить комментарий